Авторы |
Понукалин Илья Алексеевич, аспирант, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83), E-mail: ponukalin0505@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. В последнее время в среде российских ученых и практиков возрос интерес к проблематике потребительского поведения в условиях распространения новых информационных технологий. Прежде всего это обусловлено ориентацией на перспективы развития цифровой экономики России. Цель работы – проанализировать особенности формирования цифрового общества в России, исследовать социальные реалии потребительских практик в контексте цифровизации.
Материалы и методы. В работе применяются методы традиционного анализа документов и научной литературы по заявленной тематике. На основе результатов авторского социологического исследования, проведенного в октябре–декабре 2018 г., проанализированы механизмы влияния цифровых технологий на потребительское поведение, выявлены проблемы и противоречия. Основными методами исследования являлись онлайн-опрос и участие в фокус-группах студенческой молодежи г. Саратова.
Результаты. В статье артикулируется, что цифровые технологии – уникальные инструменты социального влияния на поведение потребителей. Их использование позволяет торговым сетям получать преимущества в конкурентной борьбе: с помощью цифровых медиа исследуются потребности, конструируются профили покупателей, осуществляется воздействие на потребительское поведение.
Выводы. Являясь техническим объектом и одновременно имея социальное воплощение, цифровые технологии видоизменяют традиционные формы поведения потребителей, конструируют практики нового типа. Современный человек при выборе товаров в торговых сервисах нередко обращается за помощью к мобильным устройствам, гаджетам, предоставляющим возможность быстрой навигации по бесконечному интернет-пространству.
|
Ключевые слова
|
цифровизация, потребительские практики, Интернет, новые медиа, онлайн-торговля, потребительское поведение
|
Список литературы |
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы : Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. – URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1110145/
2. McKinsey, D. Цифровая Россия: новая реальность / Digital McKinsey. – Москва, 2017. – URL: http://www.tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf
3. Иванов Д. Виртуализация общества / Д. Иванов. – Санкт-Петербург : Петербургское востоковедение, 2000. – 96 с.
4. Turkle, S. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other / S. Turkle. – New York : Basic Books, 2011.
5. Моисеев, В. Н. Общество синхронизации: человек и его цифровой профайл / В. Н. Моисеев // Обсерватория культуры. – 2014. – № 5. – С. 109–113.
6. Кислова, О. Н. Концепция дополненной реальности: от технологии к социологии / О. Н. Кислова. – URL: https://periodicals.karazin.ua/ssms/article/download/7997/7478
7. Ильин, В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская / В. И. Ильин // Мир России. – 2005. – № 2. – С. 3–40.
8. Радаев, В. В. Социология потребления: основные подходы / В. В. Радаев // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 5–18.
9. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс ; пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. – Москва : Высшая школа экономики, 2000. – 606 с.
10. Facebook тестирует новый формат рекламы. 2017. – URL: https://adindex.ru/ news/digital/2017/09/12/165671
11. Латур, Б. Об интеробъективности / Б. Латур // Социология вещей : сб. ст. / под ред. В. Вахштайна. – Москва : Территория будущего, 2006. – С. 169–199.
12. Doctorow, C. Big data: Welcome to the petacentre / Cory Doctorow // Nature. – 2008. – V. 455. – Р. 16–21. – URL: http://www.nature.com/news/2008/080903/full/455016a.html
13. The Digital Universe of Opportunities: Rich Data and the increasing Value of the Internet of Things. – URL: https://www.emc.com/leadership/digitaluniverse/2014iview/index.htm1
14. Langley, P. Platform Capitalism: The Intermediation of Digital Economic Circulation / P. Langley, A. Leyshon // Finance and Society. – 2017. – № 3 (1). – P. 11–31.
15. Будущее продаж: чат-боты будут продавать всё // Sostav. – 2017. – URL: http://www.sostav.ru/publication/budushchee-prodazh-chat-boty-budut-prodavat-vsyo-8603.html
16. Афанасьева, Ю. Л. Влияние референтных групп на потребительское поведение студенческой молодежи / Ю. Л. Афанасьева, Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 1 (21). – С. 116–125.
17. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла «La Transparence du Mal» / Ж. Бодрийяр. – Москва : Добросвет, 2012.
18. Цифровая экономика : краткий стат. сб. / Нац. иссл. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : НИУ ВШЭ, 2018. – 96 с.
|